В 1940 году компания Neckarsulmer Fahrzeugwerke, AG, расположенная в г.Некарсульм, получила от Министерства вооружений сухопутных войск (Heereswaffenamt) заказ на разработку легкого тягача, предназначенного для повышения мобильности пехотных подразделений, ведения разведки, буксировки легких артиллерийских систем и других грузов военного назначения.

Оснащать данным типом машин планировалось в первую очередь парашютные и легкие противотанковые подразделения. Проект был разработан в течение нескольких месяцев и представлял собой комбинацию мотоцикла и гусеничного тягача. Такая конструктивная схема отнюдь не является изобретением фирмы "NSU". Подобные машины с большим или меньшим успехом выпускали во Франции, Великобритании и в самой Германии еще со времен, предшествующих Первой Мировой войне. Однако "NSU" удалось добиться оптимального сочетания мотоциклетного рулевого управления и легкого гусеничного движителя и довести созданную конструкцию до уровня, позволившего запустить машину в серийное производство.

Первые 500 машин нулевой серии были произведены в июле того же 1940 года, а 5 июня 1941 года армия взяла на вооружение первую модель – Sd.Kfz.2.
Гусеничный мотоцикл HK-101 (официальное обозначение kleines Kettenkraftrad Sd.Kfz.2) имел открытый корпус, изготовленный из листового железа

NSU Kettenkrad HK 101 SdKfz2 оснащался автомобильным, 4-цилиндровым, рядным, бензиновым двигателем Opel Olimpia мощностью 36 л.с. при 3400 об/мин. Трансмиссия включала сухое однодисковое сцепление, 3-ступенчатую коробку передач, демультипликатор и двойной дифференциал. В ходовую часть входили переднее управляемое колесо в вилке мотоциклетного типа и смонтированный на несущем сварном корпусе гусеничный движитель, состоящий из пяти сдвоенных обрезиненных катков, ведущего колеса переднего зацепления и цепной ленты, шириной 170 мм с резиновыми подушками. В передней части корпуса машины находилось место водителя, еще два сиденья были оборудованы в кормовой части корпуса. Гусеничный мотоцикл вооружения не имел. По пересеченной местности машина могла передвигаться по грязи и даже по болоту, благодаря незначительному давлению на грунт. Масса мотоцикла составляла 1235 кг. Он мог перевозить груз в 325 кг. и буксировать прицепы массой до 450 кг. Кроме водителя мог перевозить еще двух человек. Топливные баки общей емкостью 42 литра, размещенные по бокам от сиденья водителя обеспечивали запас хода — 260 км. по шоссе, а по пересеченной местности – 175 км. Максимальная скорость по шоссе достигала 62-70 км/ч., а по пересеченной местности – 40-48 км/ч. Поворот машины с большими радиусами поворота осуществлялся за счет поворота колеса, с малыми радиусами поворота машина поворачивалась за счет торможения гусеницы. Мотоцикл выпускался со специальным прицепом (Sd.Anh.1), который мог быть прицеплен к нему для улучшения его грузоподъемности.

Благодаря своей хорошей проходимости и надежности, а также простоте и удобстве в обслуживании гусеничные мотоциклы HK-101 постепенно распространились во всех наземных войсках, в том числе и бронетанковых подразделениях. Они представляли собой одно из немногих средств, способных действовать в условиях весенней и осенней распутицы на советско-германском фронте.

Недостатки машины – узкая колея, полная незащищенность экипажа, а также склонность к опрокидыванию при движении по косогорам и при выполнении поворотов на большой скорости, причем при опрокидывании водитель практически никогда не успевал покинуть машину. Нарекания у водителей также вызывала высокая трудоемкость обслуживания машины: одних только точек смазки у нее было 150.

В ходе войны были также разработаны две специализированные модификации Sd.Kfz.2: Sd.Kfz.2/1 с оборудованием для перевозки полевого кабеля и Sd.Kfz.2/2 с оборудованием для перевозки тяжелого полевого кабеля.

В послевоенные годы гусеничные мотоциклы HK-101 долгое время использовалась в сельском и лесном хозяйстве и в почтовой службе в горной местности.

Дальнейшим развитием НК-101 был созданный также фирмой "NSU" тяжелый полугусеничный мотоцикл НК-102 с более мощным двигателем и пятью сиденьями, однако на вооружение Вермахта он не был принят.

Мотоцикл HK-101 производился серийно фирмами "NSU" и "Stoewer". Выпуск мотоцикла продолжался до 1948 года, а всего гусеничных мотоциклов было произведено 8345 машин. По другим данным, в период с 1940 по 1945 год было произведено 8411 машин, а с 1945 по 1949 год еще 550 для гражданских нужд. Итого – 8961.

Большинство кетенкрадов воевала на Восточном фронте, где они использовались для прокладки кабеля связи,перевозки тяжелых грузов и немецких солдат по суровой Русской местности. Позже кеттенкрады использовались в качестве буксиров для самолетов. Это делалось для экономии авиационного топлива.Кеттенкрад был также использован в театре военных действий. Северной Африке и на Западном фронте.




Тактико-технические характеристики kleines Kettenkraftrad Sd.Kfz.2 (Typ HK-101):
собственная масса: 1235 кг;
боевая масса: 1560 кг;
масса груза: 325 кг;
буксируемый груз: 450 кг;
экипаж: 1 чел.;
число мест в кузове: 2;
длина: 3000 мм;
ширина: 1200 мм;
высота: 1000 мм;
двигатель: Opel Olimpia, рядный 4-цилиндровый карбюраторный;
мощность: 36 л.с.;
максимальная скорость по шоссе: 62-70 км/ч;
максимальная скорость по пересеченной местности: 40-48 км/ч;
запас хода по шоссе: 260 км;
запас хода по пересеченной местности: 175 км.

 

Основные модификации

Sd. Kfz.2 — несущий сварной корпус. Штампованное переднее колесо в вилке мотоциклетного типа. Мотоциклетное сиденье водителя в передней части корпуса. В средней части — автомобильный двигатель, в кормовой — сиденье для двух человек.

Sd. Kfz.2/1 — Sd. Kfz.2 с оборудованием для перевозки полевого кабеля.

Sd. Kfz.2/2 — Sd. Kfz.2 с оборудованием для перевозки тяжелого полевого кабеля.

 

ООО "КФК", г. Санкт-Петербург, 2012 г.

© kfkspb

Создать бесплатный сайт с uCoz