Предельно простая, непритязательная, экономичная и практичная машина "Фольксваген-82" С утилитарным ку-зовом заслужила славу самого известного и распространенного легкого многоцелевого заднеприводного армейского автомобиля Второй мировой войны, лучшего легкого "кюбельвагена" Вермахта и своеобразного аналога американского джипа. Он широко использовался на всех фронтах и буквально во всех воинских формированиях, в том числе в качестве трофеев служил в Красной Армии и в частях союзников на Западном фронте.
История создания этой машины тесно связана с рождением первого массового немецкого легкового автомобиля "Фольксваген". 11 февраля 1933 года, буквально через не-сколько дней после получения поста рейхсканцлера, в своей речи на открытии Берлинского автомобильного салона Адольф Гитлер нарисовал народу величественную картину тотальной моторизации Третьего рейха, грядущего возрождения страны и впервые произнес исторический лозунг: "Каждому жителю Германии - свой собственный автомобиль!" Мистическое словосочетание Volkswagen - "Народный автомобиль" - впервые прозвучало в 1935 году на открытии очередного автосалона. Разработку новой машины Гитлер поручил известному конструктору доктору Фердинанду Порше. После долгих поисков, проб и испытаний в конце 1937 года появился окончательный вариант "Фольксваген-38" - компактный заднемоторный почти симметричный автомобиль с колесной базой 2400 мм и цельнометаллическим двух дверным кузовом на четырех человек, получивший впоследствии прозвище "Жук". Его главными техническими особенностями, признанными в то время революционными, являлись горизонтальный оппозитный 4-иилиндровый бензиновый двигатель воздушного охлаждения (985 см3, 23,5 л.с.) с двумя парами противоположных цилиндров, выполненный в блоке с 4-ступенчатой коробкой передач и главной передачей, плоское несущее штампованное основание с гладким днищем вместо традиционной лонжеронной рамы и компактная независимая рычажно-торсионная подвеска всех колес.
26 мая 1938 года в никому не известном местечке Фаллерслебен, будущем Вольфсбурге, произошла закладка первого камня нового автомобильного завода по выпуску "народных автомобилей». На открытии митинга выступил сам фюрер, хвастливо закрепивший за собой звание крестного отца нового автомобиля и впервые присвоивший ему второе параллельное наименование "Крафт дурьх Фрейде" (Kraft durch Freude), сокращенно КдФ (KdF). Это было название нацистской организации "Сила через радость", которая совместно с Немецким рабочим фронтом субсидировала строительство предприятия путем использования некоего "волшебного родника", которым являлись народные пожертвования и предварительные взносы на покупку будущего автомобиля. На эту при манку откликнулись 336 тыс. доверчивых вкладчиков, которые до конца 1944 года внесли 270 млн. рейс марок. Но автомобиля они тогда так и не получили.
16 сентября 1938 года была официально основана фирма "Фольксваген". У ее руководства действительно поначалу были грандиозные планы по выпуску ежегодно по 500-800 тыс. народных "фольксвагенов", но собрать удалось лишь первую партию из 44 легковых машин "Фольксваген-38". К тому времени руководство Третьего рейха увлеклось заманчивой перспективой легких аннексий и военных агрессий. В результате в 1939 году еще не достроенный завод был оперативно перепрофилирован на военную продукцию, И вскоре из его ворот покатились легкие армейские машины.
Несмотря на официальное "общенародное предназначение" легкового "Фольксвагена", С самого начала в этот проект доктор Порше закладывал возможности его трансформации в легкие армейские машины с упрошенными кузовами военного образца, входившие в категорию "кюбельвагенов". Как бы ни защищали немецкие автомобильные историки идею "сугубо народной машины", хорошо известно, что наброски первого "кюбельвагена" модели V2 были сделаны Фердинандом Порше еще в феврале 1936 года на платформе еще не законченного будущего легкового "Фольксвагена". В конце следующего года в его личном конструкторском бюро "Доктор-инженер Ф. Порше ГмбХ" (Dr.-Ing. F. Porsche GmbH) в Штутгарте был построен низкопрофильный двухместный прототип "Порше- 30" ("Фольксваген-30", или V30) с боковыми свободно вращавшимися запасными колесами и пулеметом на месте переднего пассажира. В марте 1939 года на собственном опытном производстве в Цуффенхаузене Порше построил второй прототип "Порше-62" ("Фольксваген-62") С упрощенным цельнометаллическим кузовом на 3-4 места и дорожными шинами размером 5,00-18, обеспечивавшими весьма высокий дорожный просвет незагруженной машины - 260 мм. В сентябре 1939 года испытательным ПОЛИГОНОМ для первой пробной партии машин "Порше-62. послужили польские просторы. Достаточно легкие автомобили массой 650 кг развивали скорость на ровной дороге 83 км/ч, расходовали всего 9 л бензина на 100 км, но их проходимость оставляла желать лучшего. В результате зимой 1940 года родился модернизированный вариант "Фольксваген-82" (VW-82), которому было суждено прославиться в военной и автомобильной истории. Первые образцы прошли испытания летом 1940 года. Серийный выпуск автомобилей развернулся в ноябре, а 20 декабря с конвейера сошла уже 5-тысячная машина. 1 ноября 1941 года генерал-майор фон Шелл доложил Гитлеру об успешном завершении программы замены старых "кюбельвагенов" на новые "Фольксвагены".
Заднеприводной "кюбельваген" легкого класса "Фольксваген-82", он же КдФ-82 или просто "Кюбельваген-I" (KI), был максимально унифицирован с легковой моделью "Фольксваген-38" для серийного производства, а также являлся непосредственным развитием прототипа "Фольксваген-62". От него КдФ-82 конструктивно отличался установкой задних шестеренчатых колесных редукторов и самоблокирующегося меж колесного дифференциала, что позволило увеличить величину крутящего момента на ведущие колеса, повысить проходимость и одновременно чуть приподнять шасси над поверхностью дороги. Несмотря на использование новых шин уменьшенного диаметра размером 5,25-16, дорожный просвет под гладким днищем машины без груза возрос до 290 мм, с полной нагрузкой - 275 мм, что обеспечивало ей сравнительно высокую проходимость на местности. "Фольксваген-82" С полезной нагрузкой 450 кг снабжался всеми агрегатами от базовой легковой машины: оппозитный мотор в 23,5 л.с., 4-ступенчатая коробка передач, барабанные тормоза с механическим приводом, независимая торсионная подвеска. Неприхотливый двигатель воздушного охлаждения обеспечивал надежную работу как в тропических, так и в арктических условиях. Главным внешним отличием КдФ-82 являлся предельно простой открытый цельнометаллический кузов почти симметричной формы. Его разработкой занимался стилист Эрвин Коменда (Еrwinт Komenda), сборку кузовов осуществляла берлинская фирма "Амби-Бадд" и затем отправляла их по железной дороге в Вольфсбург. Кузов без ступенек имел плоские боковины с продольными усилительными выштамповками, четыре короткие боковые полудвери, открывавшиеся в разные стороны, плоский и пологий клиновидный передок с углублением для укладки запасного колеса и плоский короткий задок с крышкой моторного отсека. Полукруглые штампованные передние и задние крылья были раздельными. Рама лобового стекла откидывалась вперед, при раскладывании тента в оконные проемы при необходимости вставлялись рамки со стеклами. Топливный бак вместимостью 40 л помешался в переднем отсеке-багажнике, о чем свидетельствовала заливная горловина на правой верхней панели передка. Над нею иногда монтировали откидной кронштейн для установки пулемета. Запасные канистры с бензином или водой помешались над моторным отсеком или на специальных наружных кронштейнах, шанцевый инструмент развешивался на свободных поверхностях кузова. Для Африканского корпуса генерал-фельдмаршала Роммеля "кюбельвагены" снабжались расширенными низкопрофильными шинами размером 200-12 или 690х200, дополнительными фильтрами и защитой электрооборудования от песка. С марта 1943 года выпускался модернизированный вариант с форсированным двигателем увеличенного рабочего объема (1131 см3, 25 л.с.), который достигался расточкой диаметра цилиндров с 70 до 75 мм при сохранении хода поршней 64 мм. Никаких других изменений в его конструкции и параметрах не произошло. С 1942 года в производстве находился также плавающий полноприводный вариант КдФ-166.
Все машины «Фольксваген-82» использовались в нескольких военных исполнениях: базовый многоцелевой 4-местный вариант Kfz.1,3-местная машина с радиостанцией Kfz.2, разведывательный автомобиль Kfz.3 и полевая мастерская Kfz.2/40, отличавшиеся друг от друга компоновкой салона и комплектацией. Все серийные "кюбельвагены" имели колесную базу 2400 мм, размеры расширенной передней и задней колеи составляли 1356 и 1360 мм соответственно. По общим габаритам с тентом (3740х1600х1650 мм) военный вариант оказался короче легкового почти на полметра, но чуть шире и выше. Его снаряженная масса составляла 725 кг, полная - 1175 кг. Максимальная скорость - 80 км/ч. Машины преодолевали брод глубиной 0,45 м, имели расход топлива 8,5-9,0 л на 100 км и средний запас хода на шоссе - 440 км.
Реальная военная обстановка, в особенности невероятно тяжелые дорожные условия на Восточном фронте, заставили внести в конструкцию машин некоторые практические модернизации. Все они были спроектированы в 1941 - 1943 годах в штутгартское КБ Фердинанда Порше, построены на его опытном производстве и потому носили марку. Воплотить их в серийные машины уже не удалось, и все разработки остались в опытных образцах или в проектах. Для расширения тягово-сцепных возможностей "кюбельвагенов" были построены опытные машины "Порше-177" и "Порше-178" с 5-ступенчатыми коробками передач, автомобиль "Порше-179" с принципиально новой системой впрыска топлива, газогенераторный вариант 230 и образец 235 с гибридным бензоэлектрическим приводом. В 1941-1943 годах проблемы повышения проходимости Порше пытался разрешить, создав пять полугусеничных вариантов с разными типами резинометаллических лент с принудительным зацеплением, автомобиль "Порше-157" на железнодорожном ходу со сменными металлическими бандажами и увеличенной колеей, а также различные расширители ведущих и управляемых колес, специальные снегоходные приспособления и съемные лыжи. Кроме того, в КБ построили прототипы легкого артиллерийского тягача "Порше-276", пикапа 825 и фургона 826. Весной 1941 года в нескольких экземплярах были изготовлены учебные макетные бронеавтомобили с неповоротной пулеметной башней, кормовой откидной входной дверью и съемными бутафорскими гусеницами, имитировавшие легкие танки.
С начала 1944 года, в соответствии с новой "антикризисной программой Шелла", базовый автомобиль «Фольксваген» оставался единственным представителем некогда обширного семейства "кюбельвагенов" Вермахта. Его выпуск продолжался до апреля 1945 года. К тому времени было собрано 50 435 машин КдФ-82. Помимо них, в 1943-1945 годах 25-сильное шасси "Фольксваген-82" С задними колесными редукторами послужило базой штабного автомобиля "Фольксваген-82Е" (КдФ-82Е) с полностью закрытым кузовом от обычного довоенного легкового "Фольксвагена", весившего всего на 30 кг больше обычного "кюбельвагена". Специальный вариант этой машины под маркой КдФ-92 предназначался для войск СС. Машин серии 82Е/92 было построено 667 единиц. Шасси Кдф-83 на базе КдФ-82 с двухместной кабиной от легкового автомобиля оснащалось съемным деревянным кузовом для перевозки раненых. В 1942-1944 годах на базе КдФ-82 с трансмиссией и передним ведущим мостом от амфибии КдФ-166 для Африканского корпуса была собрана партия из 564 сухопутных полноприводных штабных машин КдФ-87 с обычным легковым кузовом и чуть расширенными крыльями, масса которого оказалась почти на 100 кг больше, чем "кюбельвагена". Этот вариант снабжался широкопрофильными шинами, светомаскировочными фарами, специальным звуковым сигналом и навесными боковыми канистрами. Предприятие в Вольфсбурге выпускало также детали самолетов и боеприпасы.
Бомбардировками союзнических сил завод "Фольксваген" был разрушен на 60%, но британское оккупационное командование решило немедленно наладить там серийный выпуск легковых автомобилей, причем в первых же партиях, собиравшихся с июня 1945 года, были обычные "кюбельвагены" КдФ-82 для оккупационных сил и упрощенные санитарные машины КдФ-83 для международных организаций Красного Креста. В июне 1948 года в Вольфсбурге начался серийный выпуск почти не изменившейся за время войны легковой машины "Фольксваген Жук". Так посмертно фюреру все-таки удалось сдержать данное народу обещание: из цехов достроенного автогиганта "Фольксваген" по всему миру разбежались миллионы рожденных идеями нацистов о бесклассовом обществе, которое они иногда называли «Фольксваген-социализмом».